Премьера спектакля «Жаворонок» в театре ЛуныПремьера спектакля «Жаворонок» в театре Луны
Премьера спектакля «Жаворонок» в театре Луны
Наташа Когут, не побоюсь этого слова, режиссер от Бога. Ее метод подачи материала настолько смел и вызывающ, что сперва вводит зрителей в настоящий ступор. Действительно, когда на твоих глазах рушатся все привычные стереотипы, относящиеся к слову «театр», становится, мягко говоря, не по себе. Должно пройти какое-то время для внутренней систематизации информации, и лишь тогда приходит осознание гениальности свершившегося действия.
Когда пару месяцев назад я первый раз попала на прогон «Жаворонка», чего греха таить, впечатления были не самые позитивные. Оправдать собственное невежество могу лишь тем, что, работая в паре с оператором, была озабочена процессом съемки, и большая часть диалогов героев просто-напросто прошла мимо меня. В глаза бросились лишь поверхностные вещи: простые костюмы, грим и декорации, маленький зал.
А потом был второй прогон. Уже без камеры. Репетиция. И снова прогон. И, наконец, премьера. И каждый раз я изумлялась все больше и больше, при каждом просмотре открывая для себя что-то новое. Сконцентрировавшись на постановке, я поняла ее идею. И все сразу встало на свои места. И все стало объяснимо: и простые костюмы, и практически отсутствующие декорации, и простой грим, и даже маленький зал.
Наташа не ставит спектакль в принятом смысле этого слова. Она не заставляет актеров перевоплощаться и играть выдуманные акты, не создает для них условий той эпохи, в которой идет действие. Много раз на репетициях она повторяла – уберите игру, дайте мне вас, я хочу, чтобы вы вытащили наружу собственное «я»!. Да, она просит их быть собой – такими, какие они есть. Примерять на себя определенные обстоятельства. Погружать зрителя в нужную атмосфера при помощи слова, а не искусственного антуража. И вести с ним диалог – серьезный, конструктивный. Разговор о Боге. О человеке. И об их взаимоотношениях. О том, что есть сила, а что – слабость? И действительно ли так мерзко и противно это грешное и порочное существо под названием «человек»? Лишь от того, насколько услышит зритель сказанное, насколько вникнет, даже не столько в сами слова, сколько в их содержание, и зависит, сумеет ли он должным образом воспринять спектакль.
Работы Когут ( не только едва родившийся «Жаворонок», но и успешно существующий на сцене театра Луны уже несколько лет «Гамлет – точка G», и новый проект « Кабаре», на репетиции которого мне посчастливилось побывать, и о котором продолжим разговор чуть позже) отличаются своим неповторимым стилем. Все их амплуа нацелены на донесение до зрителя основной идеи. И во благо этого строится композиция постановки.
Речь актеров четкая, и делится по слогам – так не говорит больше никто в отечественной драматургии. Ударение ставятся на те слова, на которых режиссер хочет сделать акцент – привлечь внимание. Постановочные сюжетные линии переплетаются с реальностью. Время от времени актеры возвращают зрителя в действительность. Наверное потому, что с эмоциональной точки зрения работы настолько сложные, что воспринимать их без определенной «разрядки» весьма проблематично. И вот, мы приходим к парадоксу – к столкновению реальной действительности с постановкой. Мы видим перед собой героев, и в то же время – видим актеров. И грань между этими двумя мирами настолько тонкая, и так часто варируется из одной стороны в другую, что окончательно завораживает зрителя.
Если суммировать все вышесказанное – получим тот самый метод Когут, о котором после премьеры «Жаворонка» стали так часто упоминать СМИ. Метод, делающий зрителей частью постановки – не созерцателями, а действительно необходимым элементом спектакля, ведь именно с ними актеры ведут диалог! Метод, который разрушил форматное представление о театре и вынес на показ часть «закулисной» театральной кухни, столь тщательно завуалированной ранее. Метод, позволяющий нам говорить о зарождении совершенно нового направления в драматургии, и, кто знает, возможно, зарождения целого театра Натальи Когут.
P/S: Говоря о «Жаворонке», не могу не написать об актерах. Все они еще молоды, но именно этот спектакль позволяет им показывать зрителю, на что они способны и расти в профессиональном плане. Когда «Жаворонок» был еще только «в производстве», исполнительница роли королевы Катя Партугимова сказала, что каждый спектакль будет уникален и, что эта постановка отличается тем, что ее можно смотреть сколько угодно раз – не надоест, так как каждый спектакль будет что-то новое. И, можете себе представить, это действительно так! Герои, живущие на малой сцене театра Луны, не играют там, а действительно ЖИВУТ. И каждый спектакль получается абсолютно новым, потому что этих самых героев мы видим новыми. В зависимости от настроений и чувств актеров меняются и их персонажи. Уникальный случай, когда выделить кого-то конкретно из творческой группы было бы просто кощунственно. Все они – единый органичный организм, абсолютно слаженно и гармонично взаимодействующий на сцене. А что меня поразило до глубины души, так это их отношение друг к другу. На репетициях ребят не было такого понятия, как «моя» или «твоя» роль. От начала прогона и до конца они сидели все вместе, давая друг другу советы, делая замечания, и внося предложения, ничуть не меньше режиссера. Они всей душой переживали за своих товарищей, пропуская через себя и их роли. Что, разумеется, не могло не сказаться на сцене. Наташа Когут говорит, что «Жаворонок» — это синтез пластики, вокала, хореографии и медитации. Я бы сказала иначе. Спектакль «Жаворонок» — это синтез творчества, таланта, понимания и дружбы, который обязательно нужно посмотреть.
*nepravdy.net/culture/premera-spektaklya-zhavoro...