21.06.2014 nStyle 06/2014
4postgroup.com/press/nstyle-06-2014/«Цветы жизни» Когда мне впервые предложили начать заниматься театральной педагогикой, я был скорее напуган, нежели воодушевлен. Слишком большая ответственность. Как известно, все мы родом из детства — любая мысль, так или иначе озвученная мной и предложенная за правило, может повлиять на фундаментальные понятия о профессии и жизни неокрепшей личности. Спустя несколько лет постоянной работы с детьми и подростками, могу с уверенность сказать — чувство ответственности меньше не стало. Напротив, обладая большим опытом и большими знаниями, я теперь еще более тщательно и вкрадчиво подхожу к делу. Мои ученики добиваются больших успехов на выбранных ими поприщах, с удовольствием обучаются, и я так же с большой радостью отдаю им значимую часть своей профессиональной жизни. Однако, учитывая праздник, которому посвящен данный выпуск, мне бы хотелось поговорить именно о защите детей.
читать дальшеЯ начал с того, что обратил внимание читателя на чувство ответственности педагога перед учеником, которое очевидно для меня, но, к моему большому сожалению, не всем, кто решил заняться педагогикой, оно по-настоящему присуще. Однажды я присутствовал на репетиции спектакля, в котором заняты совсем юные артисты. Репетицию вел режиссер, так же как и я являющийся еще и педагогом, с позволения сказать. Хочу сразу пояснить, я говорю о частном случае, но, уверен, что подобные ситуации, к большому сожалению, являются обыденным делом в формате «педагог — ученик», я просто привожу в пример то, в чем разбираюсь. Так вот. Репетиция идет очень нервозно. Взрослый человек, держа в руках микрофон, который и без того громко выведен в зал, кричит, раздавая сбивчивые указания — даже мне понадобилось какое-то время, чтобы привыкнуть к этому звуку и разобраться в том, что именно хочет от детей этот «значимый взрослый». Понятно, что во время творческого процесса чувства бьют через край, но это не тот случай. Дети не слушались, в ответ на них сыпались оскорбления: «Вы — идиоты! Вы — бестолковые! Бездарности! Лентяи!». Мне хотелось встать и зарядить по роже. Сдерживали дети и профессиональная этика.
Когда в зале был замечен я, началось совсем невообразимое. Дети еще больше стали защищаться от нападок истеричного педагога, всем своим видом демонстрируя, что их не тревожат те указания и замечания, которые к ним предъявляются. Режиссер, напротив (то ли эмоции на моем лице говорили сами за себя, то ли при посторонних много себе не позволишь), начал в более сдержанной форме, аргументированно доказывать своим артистам, что они по факту ничего из себя не представляют и ничего в жизни не добьются с таким отношением к делу и к профессии. Им поставили в пример, мол, посмотрите на Диму — он и это умеет, и то, а вот вы — ничего!
Тогда, еще не до конца понимая суть проблемы, я пришел на спектакль, на репетиции которого присутствовал, и в момент просмотра все ясно встало на свои места. Спектакль сам по себе был плохой, если можно так сказать. Он был не только плохо отрепетирован, но еще и дурно поставлен. Совершенно бездарное произведение театрального искусства. Дети на сцене выглядели, мягко сказать, непрофессионально. Если разбирать их работу на сцене с профессиональной точки зрения, то она не выдерживает никакой критики. Результат — вот подлинная оценка педагогической деятельности. К большому сожалению, в случае, описанном мной, к работе с детьми был допущен глубоко неталантливый человек — такое бывает сплошь и рядом. По итогу — потраченное впустую время, и дети ничему не научены, и состояние их психики, самооценки вызывает большие опасения. Если каждый день слушать — какой ты плохой, не имея возможности ответить, в конечном счете можно в это поверить. Вы спросите, где же были родители? Я вам отвечу — многие настолько необъективны и настолько жаждут того, чтобы дети просто по факту находились на сцене, что то, какого качества получается все в итоге и то, какой ценой это все дается для эмоционального здоровья их детей - для них менее значимо. Вот такая грустная история.
Эту ситуацию я не оставил, вмешался и этот педагог-режиссер с детьми больше не работает. Сейчас те его ученики блистают на сцене, многие из них снимаются в кино, их профессиональный рост вне опасности. Чего стоило переучить и выправить самооценку, оставлю за скобками. А в сущности разговор о том, что родители, на мой взгляд, обязаны были вмешаться, ведь я мог и не попасть на ту репетицию.
Дорогие родители, будьте бдительны и внимательны, будь то школа или специальный кружок по интересам — старайтесь объективно оценивать результат. Понятно, что свои дети - самые лучшие, но дети - беззащитны и так или иначе их судьба в наших руках. Научить можно любого ребенка, если результат не достигается, имеет смысл искать проблему не в ребенке, а в том, кто взялся ему преподавать. Почти наверняка педагог занимается не тем, чтобы ваш ребенок больше знал или умел, а тратит время жизни вашего дитя на что-то другое. Например на то, чтобы отыграться за собственные обиды и комплексы. Всегда помните, что настоящий педагог никогда не обвинит в неудаче ученика!
@темы:
фото,
пресса,
графомания